«Хатынь: история трагедии белорусской деревни»

История Великой Отечественной войны отмечена множеством трагических событий, связанными с беспощадным убиением мирных жителей. Деревня Хатынь, история ее уничтожения до сих пор остаются в памяти белорусского народа как невероятный акт преступления против человечества. Страшно… Очень страшно… Ведь могла бы жить Хатынь…
В ночь перед злополучным трагическим днем 22 марта 1943 года в селе ночевал партизанский отряд. Переночевав, партизаны рано утром выдвинулись в сторону поселка Плесковичи. По дороге партизаны столкнулись с отрядом полицаев, вместе с которыми перемещались немецкие офицеры. Завязалась перестрелка, во время нее погибло много партизан и немцев, в том числе и офицеров.
Подобная смелость партизанских отрядов часто заканчивалась горем для окрестных от места столкновений населенных пунктов. Немцы сразу же начали думать о мести. В этом немецком отряде как раз оказался один из самых жестоких немецких карателей — штурмбанфюрер СС Дирлевангер. Немцы решили действовать традиционным для них методом: сжечь ближайший к месту недавнего боя населенный пункт. Им оказалась деревня Хатынь, история трагедии которой известна всему цивилизованному миру и служит ярким примером страшных преступлений немецкого фашизма против человечества в целом и белорусского народа в частности.
Немцы уничтожили Хатынь 22 марта 1943 года. Мирные жители утром этого дня встали и начали заниматься своим хозяйством. Немецкий отряд появился в селе неожиданно. Жителей начали сгонять не на площадь для обычного собрания, а в сарай бывшего колхоза. Пощады не получил никто, потому что гнали даже больных людей, которые еле смогли встать с кровати. Маленькие дети тоже стали жертвами. Например, жительницу Хатыни Веру Яскевич привели в сарай с сыном на руках. Ему было всего лишь 7 недель от роду!
Немцы согнали всех жителей деревни в этот сарай, закрыли двери сарая на засовы. Потом по всему периметру сарая положили горы соломы и подожгли ее.
Сколько людей погибло? Точно известно, что до войны в деревне было 26 домов. Исходя из того, что много семей по современным понятиям были многодетными, то можно посчитать, что население деревни могло быть около 200 человек или даже больше. На сегодняшний день официально признано, что в деревне зверски убито 149 человек, в том числе 79 детей.
Что значит выжить после Хатыни? Каждый человек любит жизнь и стремится прожить как можно дольше и воспитать своих детей. Люди, горевшие в сарае, боролись за себя. Жителям села удалось сорвать двери сарая и некоторые из них смогли выбежать на волю. Картина была ужасная: люди в горевшей на них одежде были похожи на бегущий по полю огонь. Каратели видели, что эти бедные хатынцы обречены на смерть от ожогов, но все равно стреляли по ним из ружей.
К счастью, некоторым жителям Хатыни удалось выжить. Трое детей вообще умудрились не попасть в сарай и скрыться в лесу. Это дети из семьи Яскевич (Владимир и Софья, оба ребенка 1930 г.р.) и Александр Желобкович, их сверстник. Отчаянная юркость и быстрота спасли им жизнь в этот день.
Из находившихся в сарае также выжило еще 3 человека: хозяин «кровавого сарая» Иосиф Каминский, Барановский Антон (11 лет) и Желобкович Виктор (8 лет). Истории их спасения похожи, но немного отличаются. Каминский смог вылезти из сарая, когда односельчане сорвали двери. Он был практически весь обгоревший, сразу потерял сознание, а пришел в себя уже поздно ночью, когда карательный отряд уже ушел из села. Витю Желобковича его мать спасла собой, потому что, когда они бежали из сарая, она держала его перед собой. Стреляли ей в спину. Получив смертельное ранение, женщина упала на своего сына, которого одновременно ранили в руку. Витя с ранением смог продержаться до того, как немцы уйдут и к ним придут жители соседней деревни. Антон Барановский получил ранение в ногу, упал и прикинулся мертвым.
Память о многих украинских и белорусских селах, в том числе и о такой деревне, как Хатынь, история которой закончилась 22 марта 1943 года, должна всегда жить в обществе. Некоторые политические силы, в том числе и на постсоветском пространстве, пытаются оправдать преступления фашистов. Мы не должны идти на поводу у этих неофашистских сил, потому что нацизм и его идеи никогда не приведут к толерантному сосуществованию наций во всем мире