«ОРУЖИЕ, С КОТОРЫМ МЫ ПОБЕДИЛИ»
Самозарядная винтовка СВТ-40.
Работы над созданием автоматической винтовки начались в Советском Союзе еще в середине 1920-х годов. Свои силы в этом направлении пробовали многие отечественные оружейники, но довести свои разработки до серийного производства удалось только двоим: Сергею Симонову и Федору Токареву. Изначально, Симонову удалось опередить Токарева: его винтовка, созданная к 1931 году, оказалась более удачной. Винтовка получила название «Автоматическая винтовка Симонова образца 1936 года», и Советская Армия успела опробовать ее в боях у озера Хасан в конце лета 1938 года.
Но уже 26 февраля 1939 года Токаревская винтовка была принята на вооружение под названием «Самозарядная винтовка Токарева образца 1938 года» (СВТ-38) на замену автоматической винтовке Симонова.
Опыт первого года службы новой винтовки показал ее достоинства и недостатки. Главным достоинством СВТ-38 было то, что она была самозарядной и имела вдвое больший магазин, чем трехлинейка Мосина, являвшаяся на тот момент основной винтовкой РККА. К недостаткам же относят то, что она была громоздкой, тяжелой и слишком чувствительной к холоду и загрязнению. Не слишком удобным оказался и механизм регулировки потока отводимых пороховых газов: для этого нужно было специальным шестигранным ключом повернуть головку штока на газоотводной трубке, что в боевых условиях мог быстро и качественно сделать далеко не каждый боец.
Поэтому в конце 1939 – начале 1940 годов Ф.В. Токарев доработал свою винтовку, сделав ее насколько возможно более легкой. Именно этот вариант СВТ-40 стал наиболее знаменитым.
13 апреля 1940 года Комитет Обороны принял постановление о принятии на вооружение РККА модернизированной винтовки Токарева под наименованием «7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1940 года (СВТ-40)».
1 июля 1940 года началось изготовление винтовки на Тульском и Ижевском оружейных заводах. Уже к августу было выпущено 8100 штук, а в сентябре — 10 700 штук. В следующем, 1941 году на двух заводах, Тульском и Ижевском, был запланирован выпуск 1,8 млн СВТ-40, в 1942-м — уже 2 млн.
«Светка», как ее называли в армии, имела два основных достоинства — скорострельность и многозарядность, но требовала надлежащего обращения, что в условиях массового призыва было невозможно осуществить. Поэтому освоить самозарядную винтовку Токарева могли далеко не все бойцы. Лучше всех с этой задачей справились морские пехотинцы.
«Черные бушлаты» охотно брали в руки самозарядную винтовку, которую ценили за огневую мощь и удобство в рукопашном бою. Кинжального типа штык СВТ-40 был отъемным и мог использоваться в качестве обычного боевого ножа.
Советские бойцы ласково называли самозарядную винтовку Ф.В. Токарева «Света», «Светка». В этом имени воплотилось все: и любовь к мощной, отличающейся хорошей надежностью винтовке, и признание ее капризного характера, требовательности и даже некоторой изнеженности оружия, ставшего, тем не менее, одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны.