БА-64 «ОРУЖИЕ, С КОТОРЫМ МЫ ПОБЕДИЛИ»

Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64

 Это первый полноприводный бронеавтомобиль РККА и в то же время это последний советский бронеавтомобиль классического типа.

Военная судьба этой машины, несмотря на довольно короткий период производства, впечатляет. Кроме этого, эта машина имеет столько реализованных и не реализованных модификаций, что дух захватывает.

Итак, начнем с истории. Тем более что история эта неразрывна связана с появлением в СССР полноприводных автомобилей. Рассказывать историю появления полноприводного ГАЗ-64 сегодня мы не будем. Достаточно сказать, что приказом наркома среднего машиностроения В. А. Малышева создание автомобиля нового типа было поручено главному конструктору ГАЗа В. А. Грачёву.  3 февраля 1941 года работы начались.

Новый автомобиль уже на этапе создания просто просился на военную службу. Хотя именно для армии он и создавался. Но создавался именно как автомобиль. И варианты модификаций были строго оговорены: командирский, разведывательный и легкий артиллерийский тягач. Разговоров о создании легкого броневика даже не велось.

Но лично Грачев и инженеры КБ ГАЗа начали по собственной инициативе работы по конструированию новой бронированной машины. Работы были замечены руководством и 17 июля 1941 года В. А. Грачев получает от директора завода прямое указание начать проектировать новый легкий бронеавтомобиль.

Война требовала быстрых решений. Потому первоначально было решено перенести бронеавтомобиль БА-20 на новое шасси. Но на момент начала разработки новой конструкции появилась возможность изучить трофейные бронеавтомобили вермахта.

Да и сами конструкторы понимали, что БА-20 уже не соответствует новым требованиям. Прежде всего по бронезащите. Именно эту проблему и стали решать конструкторы КБ Грачева.

Огромным достижением конструкторов ГАЗа стала резкая дифференциация бронезащиты машины. Инженеры ушли от равнопрочного бронирования, что существенно уменьшило вес машины.

Задачей было не просто создать современный бронеавтомобиль. Необходима была машина, минимальная по габаритам и в то же время способная принимать участие не только в оборонительных, но и в наступательных операциях. Таким образом, необходимо было создавать бронекорпус минимально выступающий за пределы рамы.

Задача была архисложная. Поэтому именно к разработке корпуса и были привлечены лучшие силы КБ.

Б. Т. Комаревский, В. Ф. Самойлов, Ю. Н. Сорочкин и Г. А. Носов, а также конструктор танкового ОКБ А. С. Маклаков, занимавшийся проектированием башни бронеавтомобиля, и Н. А. Астров, осуществлявший консультацию работ.

Корпусу было присвоено название ГАЗ-125. Утверждать, что конструкторы пользовались наработками танкостроителей (Т-34) в бронировании и расчете углов наклона брони, мы не рискнем. Но очевидно, что машина именно по этим пунктам отработана почти идеально, и конструкторы танков незримо присутствовали при «рождении» автомобиля.

Уже в конце ноября 1941 года были представлены два корпуса различной компоновки! 27 ноября корпуса были показаны маршалу К. Е. Ворошилову. Далее начались работы по адаптации корпусов шасси ГАЗ-64 (комплектующие индекса 64-Е и 64-Ж).

Уже 9 января 1942 года первый прототип был представлен для испытаний. Первый пробег совершил лично Грачев. Однако в первый же день выяснилось, что машина имеет слабую подвеску. Сложно поверить, но проблема была решена… за сутки! И машина вновь была представлена руководству, лично К. Е. Ворошилову, 10 января!

Однако и конструкторы, и командование РККА прекрасно понимали, что боевая машина будет работать в экстремальных условиях. Потому и гоняли прототип по самым сложным препятствиям и дорогам беспощадно. И совершенствовали практически постоянно.

17 февраля в Москве новую машину осматривал нарком Малышев. После осмотра бронеавтомобиля нарком утвердил окончательное название — БА-64.

Но главное испытание ожидало БА-64 3 февраля 1942 года. Именно в этот день автомобиль представляли в Кремле руководителям советского государства. БА-64 демонстрировался вместе с легким танком Т-70. Отзыв Сталина был положительным.

Таким образом, с некоторыми доработками ГКО своим постановлением от 14 марта 1942 года принял новый бронеавтомобиль на вооружение. А главный конструктор ГАЗ-64 и БА-64 Виталий Андреевич Грачёв получил первую Сталинскую премию 3-й степени (постановление СНК от 10.04.1942 г.).

«БА-64. Лёгкий бронеавтомобиль ГАЗ» — нажав на опубликованную выше фотографию, вы можете посмотреть исторические кадры военного времени и увидеть этот бронеавтомобиль воочию!

Прочитать статью полностью, а также узнать  много нового можно пройдя по ссылкам: