Торпедный катер 123бис — «Комсомолец».
Показавший свою эффективность и хорошо освоенный на флотах катер решили модернизировать по новому проекту. Разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123 была выполнена КБ завода № 639 в Тюмени под руководством главного конструктора Ф.Л.Ливенцева в 1943 году. Как видим, малым кораблестроением занимались не только в крупных приморских или волжских городах. Небольшие размеры катеров позволяли их транспортировать на железнодорожных платформах в нужный пункт страны.
Основным направлением модернизации являлось совершенствование торпедного вооружения и замена двигателей. В целом, скорректированным проектом предусматривалось установка торпедных аппаратов трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера. Корабли получили мощные 1200-сильными авиационными моторами «Пакард 4М-2500», поставлявшимися по ленд-лизу.
Серийное строительство катеров проекта 123бис велось в Тюмени. Головной катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по 1948 год было построено 120 катеров этого проекта.
Серийные катера вооружались 4-12,7-мм пулеметами в двух спаренных установках УК-2 (вместо 2 пулеметов на головном катере).
При нормальном водоизмещении 19,2 т (полное – 20,5 т) катера развивали скорость 48 узлов. Наибольшая длина катера нового проекта составила 18,7 м, ширине 3,4 м и средней осадке 0,75 м (высота борта на миделе – 1,8 м). В качестве двигателей использовались американские бензиновые двигатели «Паккард» 2х1200. Дальность плавания при скорости 13,5 узла должна была составить 242 мили, автономность – 1-1,5 суток. Экипаж – 7 человек.
Вооружение торпедного катера – 2х457-мм торпедных аппарата ТТКА-45, 2х2-12,7 мм пулемета УК-2, шесть глубинных бомб БМ-1. Интересно, что ТКА продолжали вооружаться 457-мм торпедами.
Как видно, в сравнении с базовым проектом 123 водоизмещение нового катера возросло почти на 4 тонны, а скорость снизилась на 4,5 узла, пришлось уменьшить и дальность плавания, что ухудшало боевые возможности нового катера.
Но работы по совершенствованию проекта на этом не закончились. В ходе эксплуатации катеров этого проекта выявилось недостаточная прочность подмоторных фундаментов и днища под гребными валами, что привело к необходимости их подкрепления.
Видеорепортаж. Торпедный катер «Комсомолец» (для просмотра нажмите на фото, расположенное ниже)
Хотите узнать больше, прочесть материал полностью, можно перейдя по ссылкам
https://dzen.ru/a/XwPxKgTe7wqRUH_m
https://ru.wikipedia.org/wiki/Торпедные_катера_типа_«Комсомолец»