ЯК-9 «ОРУЖИЕ, С КОТОРЫМ МЫ ПОБЕДИЛИ»

Стальные крылья Родины: Як-9.

Истребитель Як-9 был одним из самых значимых и успешных самолётов времён Второй мировой войны. Он продолжил развитие легендарной линейки Яковлевских истребителей с превосходными характеристиками в воздушных боях. С его высокой манёвренностью и внушительной огневой мощью Як-9 стал грозным оружием советских лётчиков, способным успешно справиться с противниками любого уровня.

Описание конструкции и основные модификации.

В июне 1942 года на авиационном заводе № 153 имени В.П. Чкалова в Новосибирске смогли облегчить Як-7Б, за счет замены деревянных лонжеронов крыла на металлические и снятия одного из синхронных пулеметов УБС. Новая машина с мотором М-105ПФ и винтом ВИШ-61П получила обозначение Як-7-ДИ (дальний истребитель). Его увеличенный запас горючего в четырех крыльевых баках, был соединен с расходным бачком так, что расход топлива из всех емкостей был равномерным.

Для заводских испытаний подготовили сразу три разных Як-7ДИ. Первый вариант машины сохранил серийный двухсторонний всасываю­щий патрубок и костыльное колесо размером 300 x 125 мм. Второй — с односторонним всасываюшим патрубком с левой стороны и третий — с односторонним всасываюшим патрубком с левой стороны, хвостовым колесом размером 255 x 110 мм, с герметизированными щелями фюзеляжа, модифицированными водо- и масло гондолами, увеличенными выходными отверстиями выхлопных патрубков и установленными на них ребрами.

один из опытных Як-7ДИ подготовленных для заводских испытаний, фото из интернете

Для испытаний из трех вариантов выбрали с уменьшенным размером колеса хвостовой опоры и герметизированными щелями в фюзеляже. На нем сократили запас горючего до 320 кг сняв два крыльевых бака. Хватало и других изменений, которые могут показаться с виду незначительными, но очень важные в эксплуатации и бою. Заводские испытания проводил летчик П.Я. Федрови в октябре 1943 года (первый полет 1 октября) под руководством ведущего инженера К. В. Синельщикова. Они выяснили, что истребитель при нормальном полетном весе 2 825 кг (вес пустого 2 348 кг, горючего 300 кг) разгоняется до 593 км/ч на второй границе высотности (3 600 м), это на 23 км/ч быстрее чем Як-7Б.

Истребитель Як-7-ДИ успешно выдержал государственные испытания и получил рекомендацию к серийному производству. На доводку потребовалось около двух месяцев, после нее появился новый самолет-эталон Як-9. Серийно его выпускали на трех заводах: №153 имени В.П. Чкалова в Новосибирске, № 166 в Омске и № 82 в Москве.

Машина на некоторое время сохранила обозначение Як-7-ДИ и отличалась одноместной кабиной пилота с фонарем без гаргрота. Первые Як-9 (Як-7-ДИ) по 24-ю серию включительно выпускались с фюзеляжами по типу Як-7 и сохранили за кабиной летчика запасной отсек с полом. Щитки на основных опорах шасси сделали цельными.

Как и на Як-7-ДИ, новая машина была вооружена мотор-пушкой МПШ-20 (ШВАК) и синхронным пулеметом УБС с боезапасом 120 и 200 патронов соответственно. Для улучшения аэродинамики крыльевых бомбодержателей отказались.

Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшихся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы.

одна из самых известных фотографий Як-9 в цвете

Модификации Як-9.

  • Як-9 (конец 1942 г.) — серийное обозначение опытного Як-7ДИ, .
  • Як-9 М-106-lск (с односкоростным нагнетателем). Вариант был создан в конце 1942 г. для улучшения летных данных истребителя Як-9- Развивал скорость 602 км/ч на высоте 3250 м, время виража — 18 с. Серийно не выпускался из-за проблем с двигателем.
  • Як-9Т (тяжелый) — первый серийный Як-9 с пушкой НС-37, вместо ШВАК, и одним пулеметом УБС (220 патронов). Самолет прошел госиспытания в марте 1943 г. До конца войны было построено 2 748 экземпляра.
Як-9Т с ультимативным аннигилятором калибра 37мм
  • Як-9П (пушечный) — модификация серийного Як-9 с двумя пушками ШВАК (вторая синхронная устанавливалась вместо пулемета УБС). Построен в одном экземпляре, серийно не выпускался.
  • Як-9ПД — высотный истребитель, максимально облегченный Як-9. На него устанавливали высотный двигатель М-105ПД (с нагнетателем). Скорость составляла 620 км/ч на высоте 10 500 м. Практический потолок — 12 000 м. Вооружение состояло из одной пушки ШВАК. Кресло пилота без бронеспинки. Пять построенных машин были переданы в 12-й ГИАП ПВО Москвы для борьбы с высотным разведчиком Ju-86R. Войсковые испытания и доводка самолетов были выполнены в июле 1943 г., в ходе боевых дежурств. Одной встречи противников на предельной высоте, с благополучным исходом для немецкого экипажа, оказалось достаточно, чтобы в небе Москвы разведчики больше не появлялись. В 1944 г. одна из пяти машин прошла специальную доработку. Была достигнута рекордная для боевых самолетов высота — 14 500 м.
  • Як-9В (вывозной) — двухместный учебно-тренировочный вариант Як-9 с двойным управлением, без бронирование и части оборудования, уменьшен запас топлива. Вооружение пушка ШВАК или пулемет УБ. Двигатель — М-105ПФ. Строился серийно.
  • Як-9Д (дальний) — вариант с четырьмя бензобаками. За счет установки двух дополнительных баков запас топлива вырос на 45%. Дальность полета достигла 1360 км, скорость — 597 км/ч на высоте 3900 м. Кабина была сдвинута назад, как на Як-9Т. Вооружение: пушка ШВАК (при установке пушки НС-37 обозначался как Як-9ТД), пулемет УБС. Двигатель — М-105ПФ. Войсковые испытания прошел в июле-сентябре 1943 г. Строился большой серией.
  • Як-9Р (разведчик) — модификация Як-9 с установленным в закабинном отсеке фотооборудованием для маршрутной съемки. Первоначально переоборудовался во фронтовых частях силами полевых авиаремонтных мастерских. С 1944 г. налажен выпуск небольшими сериями на базе Як-9Д Вооружение: пушка ШВАК, пулемет УБС. Двигатель — М-105ПФ.
  • Як-9Б (бомбардировщик). Позади кабины пилота был оборудован бомбовый отсек, в котором можно было почти вертикально разместить четыре бомбы по 100 кг или кассеты на 128 противотанковых бомб ПТАБ по 1,5—2,5 кг (для сравнения: нормальная нагрузка штурмовика Ил-2 — 400 кг). Вооружение: пушка ШВАК, пулемет УБС. В марте 1944 г. проводились испытания опытного Як-9Б, осенью — войсковые испытания в составе авиадивизии. Выпускался серийно с 1944 г. Взлетная масса — до 3556 кг, скорость — 562 км/ч на высоте 3750 м, дальность — 1000 км.
схема расположения вооружения Як-9Б
  • Як-9ДЦ (дальнего действия) — модифицированный Як-9Д В фюзеляже и крыле размещалось восемь топливных баков. Запас бензина — 880 л, дальность полета — 2285 км. Скорость — 584 км/ч на высоте 3900 м. Взлетная масса — 3276 кг. Вооружение: пушка ШВАК пулемет УБС. В августе 1944 г. группа летчиков на 12 истребителях Як-9ДЦ выполнила перелет на аэродром итальянского порта Бари. В их задачей было сопровождение американских В-17 и В-24, которые бомбили нефтеперегонные заводов в Румынии, в челночных полетах из Бари, с посадкой на аэродроме под Полтавой, и на обратном пути. После окончания «челночных» полетов и до конца войны Як-9 ДЦ использовали для помощи югославским партизанам.
  • Як-9 «Курьерский» — специально переоборудованный Як-9ДЦ, с фонарем от самолета Як-9В и с комфортабельной пассажирской задней кабиной. Построен в одном экземпляре в 1944 г. по заказу ВВС. Вооружения нет.
  • Як-9К (крупнокалиберный) — вариант Як-9Т с пушкой НС-45. Для снижения отдачи ствол был оборудован дульным тормозом. Построено более 40 экземпляров, войсковые испытания проводились в конце 1944 г. Самолеты эффективно использовались до конца войны.
  • Як-9У (улучшенный) — вариант Як-9 с улучшенными аэродинамическими характеристиками, рассчитанный под установку более мощного двигателя. Первоначально использовали форсированный мотор М-105ПФ-2 (1290 л.с). Маслорадиатор из-под двигателя убрали в центроплан, каркас рулей и элеронов обшили фанерой, а не полотном. Более рационально размещались приборы и оборудование кабины. Задняя часть фонаря кабины была выполнена пологой. В производство был запущен Як-9У с более мощным двигателем М-107А (1650 л.с).
Як-9У с М-107 (ВК-107)

Благодаря большей мощности двигателя и другим мерам улучшению аэродинамики, внутренней герметизации самолета летно-технические данные истребителя были значительно выше, чем у самолета с мотором М-105ПФ-2. В апреле 1944 г. Як-9У с двигателем М-107А успешно прошел госиспытания. На высоте 5500 м удалось достичь почти 700 км/ч. Основной вариант вооружения состоял из пушки ШВАК (120 снарядов) и двух синхронных пулеметов УБС (по 170 патронов). В зависимости от боевой задачи, в полевых мастерских пушку ШВАК можно было заменить на ВЯ-23 или даже НС-37, при этом правый пулемет снимали. До августа 1945 г. построили более 3900 самолетов Як-9У.

Як-9 в боях.

Одним из первых истребители Як-9 получил 434-й отдельный ИАП.С июня по август 1942 года, летчики под Сталинградом уничтожили 90 самолетов противника, но в начале осени 434-й ИАП вышел из боя. В октябре полк, получив самолеты Як-9, снова перебазировался под Сталинград и вошел в состав 16-й воздушной армии.

Як-9 И.И. Клещева

По воспоминаниям летчика В.И. Воронова, Як-9 в неплохо показал себя в бою. Он обладал хорошей маневренностью и имел неплохое вооружение. Но среди летчиков неоднократно звучали пожелания добавить мотору несколько сот «лошадей» и установить хотя бы еще один крупнокалиберный пулемет.

Машина получилось легкой и приятной в управлении и заходила в хвост «Мессершмитту» с третьего-четвертого витка виража. Но немцы боев в горизонтальной плоскости избегали, еще с 1941 года они считали их малоэффективными. В реальных условиях «Худые» подходили к линии фронта на большей высоте, чем Яки, а затем атаковали советские машины с пикирования, используя энергию разгона. Если же бой неожиданно складывался не в их пользу, «мессеры» могли уйти вверх и выйти из боя или повторить атаку с другого направления. Для того, чтобы избежать внезапного удара сверху или сзади, немецкие пилоты применяли строй в виде клина пар. Для воздушного боя пара истребителей, как тактическая единица, была принята в Германии со времен войны в Испании.

У нас же и в начале 1943 года встречались ретрограды-командиры, которые требовали применения трехсамолетных звеньев. С осени 1943 года Сталин одобрил назначение на должности командиров полков наиболее успешных пилотов из младшего офицерского состава. Тогда и взошла звезда Покрышкина. Тактика боя истребителей в виде эшелонированного по высоте строя пар (четверок, шестерок) была им сформулирована, еще зимой 1941-1942 годов. В частях это построение получило название «покрышкинской этажерки» (есть источники где построение называется «кубанской этажеркой».

-9

К месту боя этот строй подходил в виде ступенчатого «крылечка», обращенного нижней группой к противнику, а затем, когда передовой отряд завязывал бой или просто входил в зону видимости немецкой наземной службы наведения, на него сваливались сверху «мессеры». Вот тут-то обрушивалась на них, напоминая пресловутую мебель, группа прикрытия.

Впрочем, по свидетельству И. Федорова, летавшего в самом прославленном авиакорпусе, оснащенном Яками, под командованием генерала Е.Савицкого, летом и осенью 1943 года пилоты только слышали о «покрышкинской этажерке», но не применяли ее на практике.

Мнение.

До прекращения производства в 1948 году было произведено! 6769 истребителей. Это был самый массовый самолет-истребитель в истории нашей страны, а также самый многочисленный фронтовой истребитель стран-союзников антигитлеровской коалиции. Машина получилась очень удачная и многие считают Як-9У лучшим истребителем ВВС РККА в годы Великой Отечественной войны.

памятник Як-9 в Новосибирске

полностью всю статью можно прочесть, перейдя по ссылке https://dzen.ru/a/Zi9VD-7hRwziYDOa ,

также предлагаем к просмотру «Оружие Победы — Истребитель Як-9»    https://vk.com/video-114943439_456239049