«Оружие, с которым мы победили» И-16

«ОРУЖИЕ, С КОТОРЫМ МЫ ПОБЕДИЛИ»

И-16

И-16 (ЦКБ-12) — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова – «король истребителей».

«Ишачок» —  ласково называли его строевые летчики, сумевшие совладать с придирчивой к опыту управления машиной, стал настоящим символом советской истребительной авиации предвоенного периода. Непривычно короткий и толстый фюзеляж, характерные крылья, невероятная маневренность — по этим признакам И-16, легко отличали в небе.

Передовой самолёт своего времени.

Разработка И-16 началась ещё в начале 30-х годов группой конструкторов ЦКБ-39 под руководством Николая Поликарпова. В 1933 году был готов прототип самолёта, а первый полет на нем совершил легендарный лётчик Валерий Чкалов. После успешных испытаний самолёт был запущен в серийное производство. И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной манёвренности для ведения воздушного боя. Для своего времени это был выдающийся самолёт, отвечавший всем требованиям к истребителю начала 30-х годов. Так, И-16 стал первым советским истребителем с убирающимися шасси и бронеспинкой.

Обратной стороной невероятной манёвренности стало сложное управление. Дело в том, что задняя центровка и малые размеры делали самолёт неустойчивым в полёте, что требовало большего внимания от лётчика, так, как самолёт реагировал на малейшее движение ручки. При этом пилот, освоивший И-16, успешно летал на всех остальных типах машин.

 

Первый бой «ишак» принял во время Гражданской войны в Испании. Вместе с самолётами в Испанию были направлены и наши лётчики с техническим персоналом. В ходе этой войны несколько лётчиков были признаны асами. Так, Анатолий Серов сбил восемь самолётов противника, Сергей Грицевец — семь. Оба были удостоены звания Героя Советского Союза.

Кроме Испании, И-16 поставлялся в Китай, где в 1937 году вспыхнула война с Японией. В этом конфликте принимал участие первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной Степан Супрун. В небе Китая он сбил шесть японских самолётов. Истребитель участвовал и в остальных предвоенных конфликтах: у озера Хасан, реки Халхин-Гол, Польском походе и Зимней войне. Примечательно, что в 1939 году И-16 стал первым в мире истребителем, на котором были применены авиационные реактивные ракеты. Это произошло во время боев с японцами на Халхин-Голе, где «ишаки» сбили этими снарядами два вражеских самолёта.

 

Великая Отечественная.

Самолёт И-16 выпускался в течение семи лет и имел более десяти модификаций, характеризующихся неуклонным возрастанием массы при тех габаритных размерах, ростом мощностей двигателей и улучшением вооружения. И тем не менее к началу Великой Отечественной И-16 уже устарел. Он уступал практически по всем характеристикам немецким истребителям «мессершмитт», кроме манёвренности и вооружения.

               

Одним из главных преимуществ врага была скорость, за счёт этого лётчик «мессера» мог навязать инициативу в бою и атаковать тогда, когда ему это было удобно. Кроме того, противник мог в любой момент дать полный газ и уйти из воздушной схватки, оторвавшись от И-16. Из-за этого советские истребители постоянно находились в оборонительной позиции, ожидая атак врага. Однако сбить «ишака» было не так просто, за счёт феноменальной манёвренности лётчик мог уклониться от удара и перейти в контрнаступление. Если немецкий пилот вступал в виражный бой, то шансов одолеть И-16 у него практически не было.

Знаменитый лётчик Виктор Талалихин в августе 1941 года именно на И-16 произвёл первый в мире ночнoй таран.

В 1942 году производство И-16 было прекращено. «Ишачок» уступил место более современным истребителям серии Як и Ла. Тем не менее И-16 использовались на советско-германском фронте вплоть до 1943 года. В частности, именно эти самолёты в 1942-43 годах охраняли с воздуха ленинградскую Дорогу жизни, и делали это вполне успешно. А в авиационных частях, дислоцированных на Дальнем Востоке, эти самолёты состояли на вооружении до лета 1945 года.

Всего было выпущено свыше 10300 таких машин. И-16 сыграл свою роль в самом трудном этапе Великой Отечественной, именно на нем сбивали вражеских лётчиков с серьёзной довоенной подготовкой, приближая Победу.

 

В Музее Г.О.Р.А. представлен макет легендарного истребителя И-16.