«Певец Замоскворечья»

12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823–1886). Поселенческая библиотека (филиал) с. Центральное подготовила виртуальную экскурсию «Певец Замоскворечья», которую предлагает вашему вниманию. Экскурсия рассказывает о Доме-музее А. Н. Островского в Москве, где жил и творил драматург. Его наследие, во-первых, огромно — им написано целых 47 пьес, а во-вторых, имеет большое значение для развития русской литературы: он одним из первых стал писать правдиво, так, как видит.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дом с историей

Дом-музей А. Н. Островского в Москве имеет долгую и интересную историю. Он был построен задолго до рождения писателя и является памятником архитектуры семнадцатого века, уже только этот факт делает его местом замечательным, достойным внимания туристов, ведь построек того времени сохранилось немного.

Именно в этом доме родился 31 марта (по новому стилю — 12 апреля) 1823 года писатель. Здесь он вместе с родителями прожил первые свои три года, до 1826 года.

В начале 19 века в этом районе жили купцы и мелкое дворянство. Изначально рядом с домом стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках, но в 1931-м году она была снесена, на её месте сейчас установлен бюст А.Н.Островскому. Рядом с усадьбой располагался красивый сад, сохранившийся до наших дней. В пору цветения ветви деревьев склоняются к окнам дома, создавая непередаваемое очарование и уют.

 

 

Прихожая
Зеркало – мемориальный предмет, «из коллекции» Николая Федоровича Островского, главы семейства. Деревянная рама с основательным навершием. В углах и посередине длинных сторон мелкий резной декор.

Кабинет Н. Ф. Островского

Николай Федорович занимался адвокатской деятельностью.

Посетителей часто принимал в своем кабинете (на раскрытой крышке секретера лежат папки с документами и своего рода справочник — «Указатель законов Российской империи для купечества»). Здесь же на диване с деревянной спинкой можно было отдохнуть.

Обратим внимание на кресла с витыми ножками, локотниками и навершием спинки.

В книжном шкафу собраны те же книги, что входили в библиотеку: классика, журнальная периодика, тома «Русского Феатра» (это не опечатка) с лучшими пьесами XVIII века. Вот что Александр Николаевич написал о себе для книги «Портретная галерея русских писателей, ученых, артистов»: «Благодаря большой библиотеке своего отца, который с самого начала журналистики в России выписывал все сколько-нибудь выходящие из ряду книги, Островский весьма рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к авторству».

 

Столовая

«Пейзаж в Замоскворечье» работы С. Виноградова рассказывает о том, как когда-то выглядели и сам дом, и стоявшая рядом

церковь, в которой крестили Александра Островского. В отличие от дома, церкви совсем не повезло: она давно уничтожена. В обстановке гостиной есть мемориальные предметы. Это глухой трехдверный буфет «из коллекции» отца и хрустальный графин. Остальное — типология.

 

 

 

 

Спальня

Кровать и большая ампирная ширма отцовские.

Как рассказывают музейщики, им пришлось разделить ширму на две части, чтобы она смогла уместиться в крохотной

спаленке. Киот типологический.

На ломберном столике расписная шкатулка. Шкатулка принадлежала Александру Николаевичу.

На этом мемориальное пространство закончилось. В следующих комнатах размещена литературная экспозиция.

 

Красная гостиная

 

На первом этаже дома располагается «Красная гостиная», хранящая фотографии, картины окрестностей, афиши репертуаров, документы первых публикаций драматурга. Здесь собирались гости семьи Островских. Здесь можно увидеть личные вещи Островских: домашнюю шапку, табакерку, веера, перчатки и гримировальные приборы 19 века. Рядом ломберный стол, настольный сейф с двойным дном, бронзовые шандалы, фотографии. Типологический интерьер воссоздан на середину XIX века. Помимо дивана, кресел и стульев, банкеток и геридонов, столов простых и ломберных, здесь есть музыкальные инструменты, даже два. Клавикорд «Шрёдер» (1809 г.). Рояль оригинальнешей формы. Оцените красоту инкрустации на верхней крышке и изящество педальной стойки.

«Театральная комната» связана с постановками пьес драматурга. В 1847 году мало кому известный литератор Островский прочел в подобной гостиной свою первую пьесу «Семейная картина». Пьеса была встречена благожелательно. Вспоминая об этом событии, незадолго до смерти Островский писал: «С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

 

Комната замоскворецкого жителя

Кто в школе учился, тот помнит: Островского называли «Колумбом Замоскворечья». Двадцать лет связывают драматурга с Замоскворечьем, целый цикл пьес посвящен его жителям. Всё в типичном замоскворецком жилище — иконы в углах, цветочные горшки на подоконниках, ходики, самовар на овальном столе, крытом ковровой скатертью, кресла николаевского ампира и даже жардиньерки — всё дышит купеческой патриархальностью и основательностью.

 Уголок дворянского клуба

Нашлось в пьесах Островского место и чиновному люду, и дворянам. Ломберный столик, настольный сейф с двойным дном, бронзовые, с позолотой, шандалы (так в музее называют подсвечники) воссоздают особую атмосферу дворянского клуба и связанных с ним интересов.

Над письменным столом висит прорезная полочка, сделанная Островским. Александр Николаевич был мастером на все руки: мог лобзиком и полочку вырезать, и рамку для фотографии, и ручку деревянного ножа для бумаги резьбой украсить. Нож для бумаги, собственноручно изготовленный Островским в 1873 году, — подарок писателю Николаю Чаеву.

А сделан он на подлинномстолярном верстаке.

 

 

Комната Ларисы Огудаловой

Диванчик и висящая над ним на стене гитара остались за кадром. В кадре стул, кресло и столик — все в стиле орехового рококо. Форма столешницы затейлива, подстолье и изогнутые ножки щедро украшены резными деталями. Над ним видим трехчастное зеркало в красивой резной раме.

 

Личные вещи

«А напоследок я скажу» о личных вещах Островского. Перед нами его домашняя бархатная шапочка, печатка с автографом (Александр Николаевич заведовал репертуарной частью московских театров) и жестяная табачница с монограммой владельца. Красота старинных вещей — в деталях.

 

 

Александр Николаевич Островский не боялся писать по-новому и о новом. Именно по этой причине творчество его так противоречиво оценивалось современниками. По прошествии лет важность вклада драматурга в русскую, да и мировую литературную классику очевидна.

 

Ниже предлагаем сводную информацию о работе Дома-музея им. А.Н.Островского, являющегося частью Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина  (время работы, цены на билеты, экскурсионное обслуживание, как добраться, контактная информация):

Адрес: Москва, улица Бахрушина, 31/12с1, станции метро: Павелецкая (138 м), Павелецкая (170 м), Добрынинская (1,1 км).

Сайт музея www.gctm.ru

Телефоны для справок: +7 /499/ 484-77-77, доб. 1406, +7 /963/ 659-40-88

Время работы: с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00, в пятницу – с 10:00 до 17:00

Предлагаемые экскурсии:

Пешеходная экскурсия «От Ордынки до Волхонки. Жизненный путь А.Н. Островского» (12+)

Пешеходная экскурсия «Два дома А.Н. Островского. От Ордынки до Театральной площади» (по местам жизни и творчества драматурга) – совместно с музеем Малого театра к 200-летию А.Н. Островского (12+)

«Певец Замоскворечья» (vk.com)

>